Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Воспользовался возможностью и сходил в РАМТ на "Денискины рассказы" в постановке Рустема Фесака. Спектакль, в принципе, детский, но интересный и заслуживающий определённого внимания, даже если у вас нет под рукой детей, чтоб оправдать своё присутствие (у меня были).
Начну с того, что и привлекает внимание раньше всего, ещё до начала действия, когда только поднялся занавес, - с замечательных декораций. Сцена в РАМТе вращающаяся, и это преимущество в постановке активно используется: три сектора, представляющих собой школу, Денискин дом и двор, сменяют друг друга по мере надобности (да и само движение декораций использовано в нескольких мизансценах); но ещё интереснее, как гармонично они объединены. При этом все декорации подчеркнуто условны и как бы неровно нарисованы детской рукой (причём этим неровным контуром обозначены даже не написанные на заднике, а вполне реальные и имеющие объём элементы), хотя встречаются неизменно и один-два более "реальных" элемента. Это выразительно смотрится и в то же время функционально работает на постановку. Ольга Васильева, художник спектакля, проделала прекрасную работу.
Очень порадовал и подход к литературному материалу. Как известно, "Денискины рассказы" - сборник довольно большой по объему и очень разнородный по содержанию, так что авторам постановки был предоставлен широкий выбор. В спектакле использованы и некоторые из самых узнаваемых сюжетов, без которых невозможно было обойтись ("Где это видано, где это слыхано" или "Тайное становится явным"), так и рассказы, о которых вспоминают реже, в том числе и ставшие стержневыми историями спектакля "Удивительный день" и "Старый мореход". Повествование построено удачно: в нём есть необходимая для постановки цельность, но в то же время не потеряна характерная для произведений Драгунского повседневная атмосфера.
Отдельные актерские этюды и мизансцены очень хороши. Особо хочется отметить интерлюдии, связывающие эпизоды спектакля между собой. Впрочем, прекрасно поставлена и хрестоматийная сцена с сатирическими куплетами, и замечательно хореографичная вечеринка с Марьей Петровной, нельзя не отметить и финал спектакля - сильный и трогательный, обращенный, наверное, скорее ко взрослым зрителям... вообще практически каждый эпизод спектакля в отдельности - хорош.
А вот вместе они производят, признаться, несколько странное впечатление.
Дело в том, что все актеры в "Денискиных рассказах" работают в очень разной манере. Сам Дениска, например, в исполнении Алексея Боброва, или его мама в исполнении Оксаны Саньковой, или Марья Петровна, которую сыграла Рамиля Искандер, говорят декламационными голосами в духе утренника, подчеркнуто смотрят скорее в зал, чем на партнеров, и в целом эти персонажи поданы в шаржированной и условной манере; в то же время Александр Девятьяров исполняет роль Мишки вполне реалистически и натурально, а учитель музыки в исполнении Андрея Бажина столь натурален, что почти неотличим от моего собственного, из школьных воспоминаний. Разница в манере игры слишком разительна, чтоб приписать её лишь таланту или его недостатку у актеров, это явно режиссерская установка; но найти за ней логику и смысл мне не удалось. При этом контраст между двумя столь разными персонажами в одной сцене (а они постоянно взаимодействуют) сбивает фокус зрительского восприятия и мешает погрузиться в спектакль. Так что, боюсь, это для меня стало серьёзным изъяном постановки.
Но в остальном она очень хороша и любопытна. РАМТ пока меня не разочаровывал.
Начну с того, что и привлекает внимание раньше всего, ещё до начала действия, когда только поднялся занавес, - с замечательных декораций. Сцена в РАМТе вращающаяся, и это преимущество в постановке активно используется: три сектора, представляющих собой школу, Денискин дом и двор, сменяют друг друга по мере надобности (да и само движение декораций использовано в нескольких мизансценах); но ещё интереснее, как гармонично они объединены. При этом все декорации подчеркнуто условны и как бы неровно нарисованы детской рукой (причём этим неровным контуром обозначены даже не написанные на заднике, а вполне реальные и имеющие объём элементы), хотя встречаются неизменно и один-два более "реальных" элемента. Это выразительно смотрится и в то же время функционально работает на постановку. Ольга Васильева, художник спектакля, проделала прекрасную работу.
Очень порадовал и подход к литературному материалу. Как известно, "Денискины рассказы" - сборник довольно большой по объему и очень разнородный по содержанию, так что авторам постановки был предоставлен широкий выбор. В спектакле использованы и некоторые из самых узнаваемых сюжетов, без которых невозможно было обойтись ("Где это видано, где это слыхано" или "Тайное становится явным"), так и рассказы, о которых вспоминают реже, в том числе и ставшие стержневыми историями спектакля "Удивительный день" и "Старый мореход". Повествование построено удачно: в нём есть необходимая для постановки цельность, но в то же время не потеряна характерная для произведений Драгунского повседневная атмосфера.
Отдельные актерские этюды и мизансцены очень хороши. Особо хочется отметить интерлюдии, связывающие эпизоды спектакля между собой. Впрочем, прекрасно поставлена и хрестоматийная сцена с сатирическими куплетами, и замечательно хореографичная вечеринка с Марьей Петровной, нельзя не отметить и финал спектакля - сильный и трогательный, обращенный, наверное, скорее ко взрослым зрителям... вообще практически каждый эпизод спектакля в отдельности - хорош.
А вот вместе они производят, признаться, несколько странное впечатление.
Дело в том, что все актеры в "Денискиных рассказах" работают в очень разной манере. Сам Дениска, например, в исполнении Алексея Боброва, или его мама в исполнении Оксаны Саньковой, или Марья Петровна, которую сыграла Рамиля Искандер, говорят декламационными голосами в духе утренника, подчеркнуто смотрят скорее в зал, чем на партнеров, и в целом эти персонажи поданы в шаржированной и условной манере; в то же время Александр Девятьяров исполняет роль Мишки вполне реалистически и натурально, а учитель музыки в исполнении Андрея Бажина столь натурален, что почти неотличим от моего собственного, из школьных воспоминаний. Разница в манере игры слишком разительна, чтоб приписать её лишь таланту или его недостатку у актеров, это явно режиссерская установка; но найти за ней логику и смысл мне не удалось. При этом контраст между двумя столь разными персонажами в одной сцене (а они постоянно взаимодействуют) сбивает фокус зрительского восприятия и мешает погрузиться в спектакль. Так что, боюсь, это для меня стало серьёзным изъяном постановки.
Но в остальном она очень хороша и любопытна. РАМТ пока меня не разочаровывал.