Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Ну и наконец я добрался до книги, которую дочитал всего-то на этой неделе. Это сборник произведений Клиффорда Саймака из серии, сюрприз-сюрприз. «Миры Клиффорда Саймака». У меня всегда было сложное отношение к этому писателю, и данный сборник показывает это как нельзя лучше.
Первый роман в сборнике, "Выбор богов", ужасен. Не поймите меня неправильно, его литературные качества достаточно высоки: красивый, одновременно легко читаемый и выразительный слог, яркие образы. Но идеи - типичная для Саймака неопределенная утопия вульгаризованного даосизма, критика индустриального общества без чёткого понимания автором, с какйо позиции он это общество критикует и что предлагает.
Итак, в недалёком будущем 99,99% людей в одно мгновение бесследно исчезнет. Останутся немногочисленные индейцы в резервациях да одна состоятельная семья. Вскоре они обнаружат, что их старение невероятно замедлилось (самые старшие умрут лишь три тысячи лет спустя), а ещё позже приобретут или осознают свою способность путешествовать на иные планеты усилием воли. Индейцы вернулись к своему традиционному хозяйству, белых обслуживают роботы (sic!), так что им в своем поместье вполне уютно... И вот. спустя пять тысяч лет после загадочного события, на Землю возвращается брат человека, только и оставшегося с женой в этом поместье, когда все остальные разбрелись меж звёзд, и с ужасом сообщает, что Люди не погибли, а попали в далекую звёздную систему и сейчас приближаются к Земле!..
В принципе вместо этого отзыва можно было просто поставить картинку с плачущей пандой. Потому что ЛЮДИ!!! Герои так и называют их, с большой буквы и с ужасом. К сожалению, Саймак не делает ничего, чтоб этим ужасом прониклись мы, читатели. Если б он написал что-то вроде семейной саги, в которой мы наглядно увидели бы нравственную эволюцию героев, освобождённых от ужасов социума и технологии, вероятно, их реакция была бы понятнее; но Саймак только постулирует, что их жизнь и ценности совершенно изменились, это не прочитывается в образах персонажей, а процесса этого изменения он не показывает (и его характер не конкретизирует). Тот самый брат побывал на планетах людей - может быть, стоило показать это не в его рассказах, а непосредственно, и читатель бы тоже ужаснулся тому, к чему может прийти индустриальная цивилизация за пять тысяч лет? Но ничего этого нет, и мне довольно сложно оценить как кошмарную угрозу то, что на мою родную планету возвращается мой биологический вид, несущий мою культуру.
Но главное, что бесит в "Выборе богов" - постоянное лицемерие. Герои ругают технологическое общество и вроде как исповедуют другие ценности, но сами живут в комфорте, ничего не делая и только читая книги, благодаря обслуживающим их роботам - разве это не есть идеал технологического общества и не благодаря ему люди этих роботов имеют? И, наконец, после множества внутренних монологов о том, как дурно и зло, что люди всегда рассматривали все как свою собственность и не стеснялись вторгаться в природу, тот же главный герой вдруг думает о том, что однажды они разовьют свои внутренние способности настолько, что смогут силой воли менять направление движения атомов и электронов и зажигать и гасить звёзды! И это они-то изменились?!
Как и в "Заповеднике гоблинов", тут много таинственности, играющей роль deus ex machina, почти весь роман - экспозиция, и вообще эти произведения очень похожи, только "Выбор богов" намного хуже.
Далее следует повесть "Зловещий кратер Тихо", откровенно развлекательная и гораздо более читабельная. Действие происходит на Луне, где открыли лишайник, излечивающий психические болезни, но всего в одном месте.
Стилистически повесть близка к нуару и пересекающемуся с ним приключенческому жанру той же эпохи - почти отчаявшийся главный герой, роковая и взбалмошная девушка, у которой есть план обогащения, и так далее.

@темы: смотрит в книгу - видит...