Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Второго дня стою я на переходе, жду зелёного сигнала, а со мною рядом - пара дам то ли пенсионного, то ли предпенсионного возраста. Пошептавшись между собой, они поспешно вручают мне широкоформатную брошюру; прочтя сперва броский заголовок "ПОРНОГРАФИЯ" я, было, впечатлился и решил, что дамы-то ещё и в этом возрасте не промах... Но нет, всё оказалось не так интересно: ниже следовал менее заметный подзаголовок "Безобидное развлечение или отрава?". И вообще это, как вы уже догадались, оказался спецвыпуск "Сторожевой Башни".
В плане порнографии ничего интересного в нём, разумеется, не нашлось, зато нечто любопытное я прочитал в статье о Ное. Далее цитата.
"Потоп положил конец мятежу, возникшему среди ангелов. Отравленные эгоистическим желанием, которое посеял Сатана, многие ангелы покинули "подобающее им жилище" на небесах, чтоб сожительствовать с женщинами (Иуды 6). В результате этих порочных связей родились гибридные потомки, названные нефилимами (Бытие 6:4). Как же, должно быть, злорадствовал Сатана, ведь этот мятеж мог привести к вырождению человека - самого выдающегося из всех земных творений Иеговы.
Видя, что воды поднимаются все выше и выше, мятежные ангелы оставили свои физические тела и вернулись в духовную сферу. С того времени они больше не могли принимать человеческий облик."
Я не слишком хорошо... нет, скажем прямо - очень слабо знаком с особенностями Свидетелей Иеговы, а тем более их мифологических представлений. Стыдно признать, но это так; а если что и знал - позабыл. В связи с чем у меня два вопроса.
Теория про потоп, направленный в первую очередь против нефилимов, и в особенности про потерявших тела ангелов, - чисто иеговистское изобретение или это теологумена более древнего происхождения? Я заинтересовался потому, что сходство с историей Нуменора тут более чем очевидно, но едва ли католик Толкиен ориентировался "Исследователей Библии"...
В плане порнографии ничего интересного в нём, разумеется, не нашлось, зато нечто любопытное я прочитал в статье о Ное. Далее цитата.
"Потоп положил конец мятежу, возникшему среди ангелов. Отравленные эгоистическим желанием, которое посеял Сатана, многие ангелы покинули "подобающее им жилище" на небесах, чтоб сожительствовать с женщинами (Иуды 6). В результате этих порочных связей родились гибридные потомки, названные нефилимами (Бытие 6:4). Как же, должно быть, злорадствовал Сатана, ведь этот мятеж мог привести к вырождению человека - самого выдающегося из всех земных творений Иеговы.
Видя, что воды поднимаются все выше и выше, мятежные ангелы оставили свои физические тела и вернулись в духовную сферу. С того времени они больше не могли принимать человеческий облик."
Я не слишком хорошо... нет, скажем прямо - очень слабо знаком с особенностями Свидетелей Иеговы, а тем более их мифологических представлений. Стыдно признать, но это так; а если что и знал - позабыл. В связи с чем у меня два вопроса.
Теория про потоп, направленный в первую очередь против нефилимов, и в особенности про потерявших тела ангелов, - чисто иеговистское изобретение или это теологумена более древнего происхождения? Я заинтересовался потому, что сходство с историей Нуменора тут более чем очевидно, но едва ли католик Толкиен ориентировался "Исследователей Библии"...
1. Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,
2. тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.
3. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.
4. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.
5. И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;
6. и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.
7. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.
(Книга Бытие 6:1-7)
Как видно, эти сведения стоят рядом, и логическую связь легко предположить, но прямо озвученная мотивация иная, да и в наказание за смешение с сынами Божьими тоже отдельное - сокращение срока жизни. Кстати, не все толкования идентифицируют "сынов Божьих" как ангелов или связывают существование исполинов с этими браками. ("После этого - значит вследствие этого" - в сущности, логическая ошибка, хотя к текстам этот принцип часто можно применять с успехом).
Однако мой вопрос, в сущности, не об этом, а именно об утверждении, что с этого дня ангелы лишились возможности принимать физический человеческий облик.
Но вообще всё-таки любопытное совпадение.
А вот насчет видового этического деления, знаешь, я не настолько хорошо знаю фольклор, чтобы определенно высказываться, но ты уверен, что это так? Т.е. мне казалось, что в фольклоре как раз фэйри могут быть равно и злокозненными и дружелюбными, в зависимости, скорее, от личных качеств человека, его собственного отношения к фэйри, от их настроения, от чего угодно, но не от вида. Основная идея: они просто не люди, они другие, они непредсказуемые и лучше с ними дел не иметь. В собственно фольклоре нет никаких специально добрых или специально злых фэйри. Ну, за исключением, может быть, каких-нибудь умертвий, но их вряд ли можно отнести к фэйри. Или я ошибаюсь?
(совершенно добрых, в отличие от совершенно злых. видов фей я припомнить и не могу...
И с этим совершенно согласен. Они всегда существа, с которыми человеку лучше бы дела не иметь.
А у Толкина-то, все ж, эльфы, гномы, хоббиты и орки - это, скорее, несколько модифицированные люди, чем фэйри. И книга, скорее, философское повествование о людях и их проблемах, чем сказка о взаимоотношениях людей и фэйри.
Впрочем, кажется, нас уже далеко унесло от изначальной темы.
Возвращаясь к ней, сейчас бегло просмотрел Книгу Еноха. Ангелам, согрешившим с земными женщинами - заточение до Судного Дня. А вот что касается их потомков, т.е. собственно нефалим, тут не совсем все ясно.
Глава 3
Мне кажется, в принципе, это можно толковать именно как потерю телесности.
Хотя ты в любом случае прав - скорее всего надо думать в сторону Книги Еноха.
Впрочем, есть ведь и другие апокрифы, с которыми я, признаюсь, вовсе не знаком.