Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Потребовалось тут сравнить диснеевскую версию истории Покахонтас с историческим прототипом. Не буду углубляться в то, что прочитал о самой индианке, замечу лишь, что сведения довольно... противоречивы. Но не это привлекло моё внимание.
Думаю, вы помните губернатора Рэтклиффа, толстого неприятного мужчину, любящего только золото и своего мопса, сочетающего ксенофобию, алчность, тупость и коварство, будто буржуин из советской сказки, и носящего идиотскую мини-пуританскую шапочку.Вы когда-нибудь задумывались, был ли у этого человека исторический прототип? Меж тем прототипы имелись почти у всех персонажей с именами... А вот историзм - вопрос другой. Посмотрим, каким же был исторический Джон Рэтклифф.
Первая важная оговорка. Всё это найдено в открытых источниках в интернете. У меня нет на руках ни аутентичных текстов, ни научных трудов несомненно авторитетных авторов. Я не специалист по этому вопросу. Я буду очень рад, если среди моих читателей найдутся знатоки североамериканской истории, которые дадут свой комментарий и ссылки на какие-то более уважаемые ресурсы. Я всего лишь пересказываю информацию, как я её нашёл, и полагаю, что она в целом верна, поскольку повторяется лишь с небольшими вариациями в разных источниках.
Вторая важная оговорка. Я осознаю, что все исторические свидетельства, на которых основаны эти сюжеты, принадлежат белым людям. Наверняка они отчасти субъективны. Однако едва ли в них не содержится правды хоть бы в общих чертах, тем более что вряд ли колонисты задумывались о мнении потомков.
Итак... О Джоне Рэтклиффе практически ничего не известно до 1606 года, когда он отплыл в Вирджинию в качестве капитана судна "Дискавэри", чтоб основать колонию, позднее известную как Джеймстаун. Колония была основана 14 мая 1607 года и немедленно подверглась атаке индейцев. Начав как член местного Совета, вскоре Джон Рэтклифф был избран вторым президентом в истории колонии.
По всей видимости, Джон Рэтклифф не был идеальным президентом. Его сместили менее чем через год в связи с тем, что он торговал с индейцами так активно, что начал истощать продуктовые запасы самих колонистов, а также снял людей с общеполезных работ для постройки личного дворца. Покупал у индейцев он, видимо, земли, поскольку оказался впоследствии владельцем сотен акров. Вкратце это означало, что Рэтклифф "не оправдал ожиданий Совета".
По всей видимости, имел непростые отношения с Джоном Смитом (который в итоге поучаствовал в его смещении), но про это я практически не смог найти информацию. Зато совершенно определённо, что в качестве президента Рэтклифф дал ему задание наладить более интенсивный бартерный обмен с индейцами, и это было исполнено с успехом и к пользе колонии.
Сам Рэтклифф в августе 1609 года основал форт в Олд Пойнт Комфорт.
Позже, после отъезда Джона Смита в Англию в связи с ранением и назначения нового руководства, нерачительно использовавшего общественное продовольствие для личных нужд, Джон Рэтклифф вынужден был попытаться торговать с индейцами, хотя всё их миролюбие, видимо, было связано с личностью Смита и теперь исчезло. В результате этой попытки наш герой остался в истории как Невезучий Рэтклифф. Действительно, вождь Поухатан (да-да, отец Покахонтас), полагая, что прежние условия торговли были несправедливыми, подстерёг делегацию из пятнадцати человек и, перебив остальных, велел привязать обнажённого Рэтклиффа к дереву. Перед ним развели костёр, и женщину племени сдирали плоть с его костей заострёнными ракушками и бросали в огонь на его глазах.
Таким образом, коротко говоря, один из лидеров колонистов, прямо приказавший Смиту установить хорошие отношения с индейцами, довольно алчный, но вредивший этим скорее своим белым подчинённым, чем краснокожим, и жестоко убитый коренными американцами, стал главным злодеем в "Покахонтас".
"Дисней", да какого..?

@музыка: Alan Menken - Savages

@темы: западная мультипликация разрушает мозг, в этих наших интернетах, собрание фактов, которых не должно было быть

Комментарии
29.05.2013 в 20:10

я убил зверя под баобабом
Ты знаешь, Наталья Геннадиевна подкинула мне тут одну любопытную мысль: само собой было очевидно, что "Покахонтас" не вызовет бурного восторга у американских жителей (не у коренных, не у не-коренных), поэтому мультфильм сразу ориентировали на европейского зрителя, который слабо знаком с американской историей и что-то там где-то слышал о Покахонтас, но не более. Так что демонизация Рэтклиффа может быть отчасти связана с этим фактом...
29.05.2013 в 20:11

No colour or religion ever stopped a bullet from a gun
А что не так?
Алчность - есть, тупость - есть, плохие отношения с индейцами - тоже есть. Ну, войну с индейцами придумали, но как раз в мультике хоть повод есть - освобождение пленного как раз Смита.
29.05.2013 в 20:28

Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
D-r Zlo, ну Рэтклифф, судя по тому, как трудно найти о нём информацию и как она преподносится как нечто неожиданное, похоже, не слишком известен и в США - действовавший всего несколько лет второстепенный местный лидер; много мы знаем губернаторов какого-нибудь Крыма екатерининских времён?.. Но да, несомненно, авторы не рассчитывали на сравнение с оригиналом.
Мельхеор, но у него не было плохих отношений с индейцами, судя по всему. Индейцы стали хуже относиться к белым в принципе без Смита (собственно, очень похоже на то, что только к нему и относились хорошо; ну и белые без смита стали гораздо менее дружелюбны), но сам Рэтклифф, как я указал, вызвал у европейцев недовольство тем, что отдавал индейцам слишком много продовольствия и полезных вещей. А не том, что истреблял их.
29.05.2013 в 20:39

No colour or religion ever stopped a bullet from a gun
Во-первых были, я не думаю что индейцы его кишки развесили по деревьям от большой любви, а во-вторых, он же не от широкой души раздавал подарки а торговал, причем весьма для индейцев невыгодно, опять же судя по тексту.
29.05.2013 в 21:08

Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Мельхеор, ну "торговал" и "пытался всех перебить" - две большие разницы; далее, того же Смита индейцы собирались ритуально забить до смерти при первой встрече (была это инсценировка-приветствие или нет - вопрос таки неоднозначный), да и колонистов атаковали, едва те высадились, так что ваш силлогизм не кажется мне безупречным.
Из всех текстов я увидел именно что все проблему у Рэтклиффа были с белыми... пока индейцы его не прикончили.
29.05.2013 в 22:14

No colour or religion ever stopped a bullet from a gun
Индейцы разумеется тоже не няшки, но это отдельный вопрос, неспа?
Тем более что в Покахонтас это тоже есть.

Выше написанно:
вождь Поухатан (да-да, отец Покахонтас), полагая, что прежние условия торговли были несправедливыми,
Как я понимаю - товарищ грабил своих, отбирая последние бусы и самую заначенную бутылку водки, чтобы продать втридорога доверчивым туземцам. В результате чего получил люлей и от колонистов у которых отбирал жрачку и блестяшки, так и от аборигенов которые начали понимать что их развели.
29.05.2013 в 22:43

Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Мельхеор, ну, я не могу не отметить, что таки "полагая". Справедливая торговля - всегда вопрос условный (согласитесь, сравнительная ценность предметов - результат общественного соглашения, лишь приблизительно основанный на критериях полезности и редкости, ибо и они субъективны). Я согласен, что никто никогда не планировал торговать с индейцами на выгодных для них условиях. Но также мне кажется, что часто мнение туземцев о том, что справедливо, а что нет, оказывалось очень непостоянными. И, должен заметить, на Рэтклиффа не охотились намеренно - он просто был тем человеком, который пошёл (судя по некоторым текстам, осознавая, что прежние договоры о мире не действительны) торговать с индейцами, которые были более не расположены торговать.
29.05.2013 в 22:55

No colour or religion ever stopped a bullet from a gun
С другой стороны - зачем-то его выделили из делегации и убивали отдельно и с особым садизмом.
30.05.2013 в 16:44

Вообще о Рэтклиффе, судя по тому, что я в свое время читал о первопоселенцах и сравнивая с его биографией, феноменальным злодеем он, конечно, не был, а был вполне себе среднестатистическим администратором. Потому, видимо, и сведений о нем подробных трудно найти, что ничем он особо не выделялся. Индейцы, безусловно, тоже были не ангелочки и по какой причине они кого-то принимали с миром, а кого-то резали - сейчас далеко не всегда можно сказать уверенно. Все же, в чем-то я согласен с Мельхеором, судя по зигзагам биографии, реальный Рэтклифф умудрился достать всех, и своих, и индейцев. Что, опять же не является чем-то выдающимся для тогдашней колониальной администрации, а, скорее, нормой. Просто большинству удавалось как-то выкрутиться, отделаться финансовыми потерями или тюрьмой, а этот действительно оказался неудачником. И делать из него какое-то исчадие ада, действительно неправомерно, тут я согласен с тобой. Только вот...

Спросили как-то верблюда:
- Отчего у тебя шея кривая.
А верблюд отвечает:
- А что у меня прямое?

Я к тому, что упрекать мультфильм вообще, а тем более, американский, в несоответствии исторической правде - лично кажется делом не сложным, но бесполезным. Может, еще "Анастасию" вспомним? :) Это не "Дисней", конечно, но мне кажется, разницы тут нет. С историей авторы не только мультфильмов, но и художественных фильмов, зачастую обращаются более, чем вольно, это, увы, факт.

P.S. Мелкого придиразма ради.
много мы знаем губернаторов какого-нибудь Крыма екатерининских времён?
Неудачный ты пример привел с Крымом, лучше бы из Сибири что-нибудь. Крым в Екатерининские времена входил в Екатеринославское наместничество, где генерал-губернатором был Князь (впоследствии броненосец) Потёмкин-Таврический :). О котором, кажется, хоть краем уха слыхали даже те, кто историю учил плохо. :)