Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Прочитал роман "Окончательная реальность" Вильгельма Зона (не художника, конечно; к проблеме авторства мы ещё вернёмся), и чувства мои сложны и неоднозначны. Давно я не был в таком замешательстве по поводу прочитанного...
Перед нами - по крайней мере, поначалу, - смесь "Человека в высоком замке" и "Маятника Фуко", причём это (более чем несомненно) вполне осознанные аллюзии. Во-первых, это альтернативная история - правда, тут Ось не совсем победила, но и не проиграла: Москва разделена на Западную, фашистскую, и Восточную, демократическую, части, над миром довлеет противостояние тоталитарной Европы и прогрессивного блока Англии, Америки и России. Во-вторых, это история о текстах, история детективная и конспирологическая, и в конечном итоге приводящая к трактовке реальности как текста. В-третьих, это история одними более, другими менее осознанного мистического поиска, позволяющего нащупать контуры иной реальности, другой возможности - и это возвращает нас к альтернативной истории...
Итак, Вильгельм Зон родился где-то на оккупированных территориях в самом начале сороковых и воспитывался в детском доме в Крыму - готско-казаческом государстве. Сумел попасть на работу в секретный институт в Западную Москву, где закрутил роман с прекрасной Лией, а оттуда - в командировку в Восточную, где на конференции познакомился с итальянцем Умберто, любителем Средневековья, впрочем, делавшим доклад про Яна Флемминга. Много позже, когда из секретного института Зона попрут, визу в Российскую Демократическую Республику, где осталась беременная Лия, аннулируют, Умберто появляется вновь и предлагает Вильгельму взяться за литературное расследование - найти настоящего автора "Тихого Дона". Тем более, что его Лия - внучка Абрама Ермакова, персонажа и одновременно - вероятного источника Шолохова...
Я описал тут лишь небольшую долю сюжета, не только потому, что не хочу выдать слишком много спойлеров, но и потому, что пересказать всё происходящее в этом романе, где море побочных линий, несколько хронологий, и часть событий объясняется лишь post factum теорией заговора. К сожалению, по мере дальнейшего развития действия, то самое сходство с Эко и Диком всё больше теряется, ибо свойственная им деликатная таинственность, когда объяснений даётся ровно необходимое количество или чуть меньше, когда вопрос "а что же на самом деле происходило" нельзя, в общем-то, и поставить, исчезают совершенно...
Роман постмодернистский, нет, очень постмодернистский. Прежде всего, сама альтернативная история - это некоторый обман, поскольку в "Окончательной реальности" не столько идёт логическое простраивание событий после некоей развилки (хотя определённой достоверности эти построения не лишены), а отзеркаливание реальной истории. Вы, вероятно, уже это заметили, не так ли? Зеркало немного кривое, но так выходит даже интереснее. А главное - зачем, полагаю, и затевалось всё - перемешанные ярлычки делают высказывания по историческим и политическим поводам звучащими неожиданно (а значит, позволяющими задуматься, а не реагировать на идеологический штамп). Вообще же "Окончательная реальность" прямо-таки перенасыщена аллюзиями и отсылками, порой более, порой менее удачными, порой простыми, порой изящными, от "Уберите Гиммлера с денег, он для сердца и для знамён!" до острополитических споров с юношей из Питера Володей, от Ипполита, поздно приходящего на новогоднюю вечеринку и устраивающего на аукционе скандал, до партизана-схимника Фадеева, от заикающегося чиновника по особым делам и его японца до известных литераторов-детективов Пуаро и Гастингса, от... Про значительную долю раскавыченных цитат в тексте не стоит и говорить - тем более, про пассажи из Шолохова и Крюкова, которым роман в значительной степени и посвящён.
Первые страниц сто пятьдесят чудо как хороши - я по-настоящему влюбился в эту книгу поначалу. А потом - не то чтоб как лбом о стену, скорее вроде поедания толстого бифштекса - чем дальше ешь, тем больше он недожарен. Во-первых, Зон использует слишком много идей - в итоге изначально хорошую задумку под ними погребает, причём под идеями совершенно необязательными - зачем, например, эта трансильванская линия, только ради концепта "большевики-кровопийцы"?.. Кстати о большевиках - переходя от бытописательства к заговорам автор, опять-таки, порой не выдерживает меру и слишком злодейскими рисует некоторых персонажей, слишком самообличительны их внутренние монологи... Далеко не все цитаты встраиваются в текст одинаково удачно. Короче говоря, после замечательно написаной завязки роман расплывается, порой во что-то совсем неприглядное. Разочарование почти болезненное.
И вот об авторстве... Я сам окажусь каким-то постмодернистским персонажем, говоря так об авторе книги, один из центральных вопросов которой "Шолохов - дебютант-гений или вообще этого не писал", но... Но я не могу отделаться от впечатления, что "Окончательная реальность" - на писаный по кускам межавторский проект. Это объяснило бы и излишки концептов, и неровный (не только по качеству, по звучанию) стиль. Конечно, начинающий литератор вполне мог написать нечто подобное, но начало, начало книги!.. Неужто талант вдруг вспыхнул, а потом только тлел?..
Как вы понимаете, вынести по поводу "Окончательной реальности" однозначное суждение я не могу. Я всё ещё не вполне отошёл от острого восторга первой сотни страниц, но тем заметнее недостатки финальных частей... Но, пожалуй, о прочтении я не жалею и время потраченным уж точно не назову.

@темы: смотрит в книгу - видит...

Комментарии
02.05.2012 в 19:30

Заинтересовало, пожалуй, почитаю. Хотя и с недоверием отношусь к альтернативкам такого типа, которые на самом деле не альтернативки вовсе. :)
Кстати, в уже упоминавшейся как-то "Посмотри в глаза чудовищ", в которой авторы перебрали едва ли не все современный мифы, тоже уделено место (правда, небольшое) роману Шолохова. Многим покоя не дает. :)
02.05.2012 в 19:48

Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
boynton, нет, ну там не совсем от ветра в голове своея история прописана. Просто явно, что у автора вполне конкретный план, какой она должна быть в общем и, напротив, в символических деталях.
02.05.2012 в 20:18

Леммивинкс, Король Хомячков, возможно, наши взгляды на альтернативку не вполне совпадают, но по моему скромному мнению, вполне конкретный план автора, как оно должно быть, представляет интерес только для автора. Для меня же интереснее всего почему оно так должно быть. Вот например здесь: "тут Ось не совсем победила, но и не проиграла". В текущей исторической реальности такого не было, но это пол-дела. Считаю, что такого по ряду причин и быть не могло. Вопрос: а автор объясняет достаточно убедительно, почему в его реальности так получилось? Т.е. вот для меня самое интересное в альтернативке - это тщательное исследование точки ветвления. Почему этот мир отличается от нашего, какие события к этому привели? А уж что из этого получилось - для меня, скорее, забавный антураж, не более того.
02.05.2012 в 20:33

Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
boynton, в целом суть в том, что Югославской операции не произошло, что позволило Рейху на два месяца раньше вторгнуться в СССР, провести вторжение ещё эффективнее и добраться до Москвы прежде, чем бездорожье и морозы могли помешать войскам; таким образом, Москва была взята, Сталин погиб, зато остатки советского правительства в тесном сотрудничестве с союзниками сумели удержать нефтеносные территории, открыли фронт против Японии... Ну, а дальше уже альтернативность как снежный ком. В книге это, сам понимаешь, занимает довольно много места, а я излагаю сумбурно. ^^
Вообще развилка идёт от "Альтернативы" Семёнова...
02.05.2012 в 20:46

Леммивинкс, Король Хомячков, ладно, хотя замысел мне и представляется сомнительным, но говорят, о вкусе устриц надо беседовать с теми, кто их ел. :) Вот когда я это прочитаю и составлю собственное мнение, тогда, может быть, вернемся к этому разговору.