Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Я, очевидно, неисправимый оптимист - каждый раз я надеюсь, что конспирологический сюжет про католиков окажется чем-то читабельным. Вот и к комиксу "Le Troisieme Testament" Ксавьера Дорисона и Алекса Элиса я приступил не без робких ожиданий, тем более, что переводчик сравнил комикс аж с "Именем розы". Это он, если честно, хватил...
В тайном помещении некоего монастыря обнаружена таинственная шкатулка с кумранскими рукописями, некогда вывезенными из Святой Земли. Монастырь немедленно разоряют некие таинственные замаскированные злодеи, прихватывая с собой рукописи. Раскрыть это дело берётся граф Марбург, человек, который когда-то был знаменитым инквизитором, потом был обвинён в сатанизме, спасён с костра и двадцать лет скрывался; его призвал его спаситель и прежний ученик, ныне парижский архиепископ, а отказаться Марбург не мог, поскольку епископа тут же жестоко убивают. Чтоб отомстить за смерть друга, граф пускается на поиски вместе с его приёмной дочерью Элизабет. Марбург восстанавливает старые связи с тайной церковной разведкой, пробирается в замурованную библиотеку неканонических текстов, в общем, происходит множество приключений, а потом... Да, появляются тамплиеры. Чёрт возьми, никто не может обойтись без них хоть бы из спортивного интереса! Однако своим главным врагом граф считает некоего Сайна, котрого идентифицирует чуть ли не с дьяволом во плоти...
И далее начинается богословский кошмар. Я имею ввиду, конечно, не каноничность, а адекватность используемому материалу. Разве история церкви, евангельское повествование и толкования Откровения Иоанна Богослова настолько ясны, что на их основе нельзя построить конспирологическую теорию, не внося путаницы в её фундамент? Странным образом Дорисон то упоминает смысловые оттенки слов койне и иврита, то, кажется, вовсе не читал Нового Завета, а лишь проглядел мельком какой-то невнятный пересказ. Почему брат Христа, проживший тринадцать веков, выглядит как какой-то ронин и предводительствует каким-то изгнанным тринадцатым коленом Израиля на крайнем севере, - это вопрос стиля. Но обоснование существования этого брата, сложности с тринадцатью апостолами и цитирование апокалипсиса - это уже вопрос адекватности первоисточникам. То, чего от исторического сюжета о мировом заговоре, по-моему, ожидать правомочно (на осмысленность и художественное качество можно лишь надеяться, а вот этого - обоснованно ждать).
Особая проблема комикса - это Элизабет. Умная и образованная, независимая девушка, путешествующая в мужском платье и неплохо фехтующая, - уже нетривиальный образ для XIV века, на мой скромный взгляд. Но ещё больше бросается в глаза её скепсис, весьма пренебрежительное отношение к религии и вообще некоему идеалу, в общем, её здравомыслие XXI века. Я готов допустить, что в Средневековье люди такого склада были, но они явно представляли собой явление уникальное, тогда как Элизабет предстаёт перед нами скорее как обычный человек, это Марбург и его оппоненты выглядят фанатиками. Поначалу я полагал, что Элизабет в комиксе нужна, чтоб был женский персонаж, чтоб играть роль эдакого теологического Ватсона и чтоб вносить лёгкий элемент эротики (должен тут отметить работу художника - этого ему удалось достичь без малейшей пошлости, ибо чувственно выглядят кадры вполне приличные и без вульгарной акцентуации). Но когда в финале она оказывается носительницей основной морали сюжета, эта полная подросткового максимализма и интеллектуальных штампов девица, у меня просто глаза на лоб полезли.
Что до визуального стиля - это качественный комиксовый рисунок, несколько напоминает братьев Куберт. Я уже упомянул изящную подачу лёгкого мотива чувственности. Режиссура в пафосных сценах (то есть в подавляющем большинстве их) хороша, хотя банальна - такое можно увидеть в безликом голливудском блокбастере, фигура с мечом, медленно идущая сквозь пламя и всё в том же духе. В общем, визуальная часть хороша, хоть и не шедевральна, спасибо Алексу Элису за его работу.
Но в целом "Le Troisieme Testament", возможно, и стоит ознакомления, если тема (или характерные неудачи при её раскрытии) вам интересна, но высокой оценки не заслуживает точно.

@темы: лубки заморские, мне не нравится этот корабль, мне не нравится эта команда, и вообще мне всё не нравится, опиум для народа