Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Книга Эдуарда Фукса "История проституции трёх эпох" научила меня, прежде всего, внимательно читать аннотации. Я собирался прочесть бытовой очерк, какие я люблю (признаться, больше, чем глобальные исторические труды) и за которые только и благодарен новой исторической науке... А меня с первых строк встретили выражения вроде "мелкобуржуазный", "классовые противоречия" (особенно мне нравится фраза "имевшиеся классовые противоречия отлились в форму сознательной классовой вражды, вследствие чего исчезли прежние сравнительно мирные отношения между отдельными классами") - короче говоря, книга оказалась столетней давности и отменно марксистского содержания. В итоге "История проституции трёх эпох" содержит как весьма любопытный фактический материал, так и диковатые, на мой вкус, обобщения, выводы и интерпретации. Поэтому большей частью я, пожалуй, буду передавать вам цитаты, лишь порой отмечая диалектически-материалистический взгляд господина Фукса.
Те самые три эпохи - это Ренессанс, Галантный Век (упорно называемый автором "временами старого режима") и вторая половина XiX века (которую Фукс называет эпохой буржуазии). Ах да, всё-таки дадим автору подать голос: брак есть экономически обусловленное явление, призванное обеспечить интересы мужчин как господствующего класса, а проституция - это месть женщин как угнетённого класса и одновременно удовлетворение половых потребностей мужчины, тогда как брак удовлетворяет хозяйственные. Перейдём же к трём эпохам.
В эпоху ренессанса проститутки были центром общественной жизни: они были главными участницами всех праздников, к ним ходили представители всех слоёв общества (так что публичные дома представляли собой нечто вроде клубов), от них получали значительную часть своих доходов церковные власти, они были вспомогательным составом армии. Борьба с проституцией сводилась к ограничивающим мерам: то тут, то там участие в праздниках им запрещалось (по крайней мере, в наиболее бесстыдных формах), под страхом порки и изгнания запрещалось заниматься проституцией несозревшим девочкам, регламентировался наряд проститутки (между прочим, я по-новому взглянул на классическую сказку благодаря этому указу города Цюриха: "каждая публичная женщина, а также содержательница публичного дома обязана носить на улице красную шапочку в виде капюшона"). В целом жизнь ренессансной шлюхи нарисована в наиболее радостных тонах (хоть едва ли автор сделал это сознательно).
В Галантный век всё становится намного хуже - проституция постепенно уходит в подполье, а это означает ухудшение условий существования шлюх и большее давление на них со стороны государственного аппарата, а значит - развитие лицемерия. (Лицемерие почему-то особенно раздражает Эдуарда Фукса - он не перестаёт насмешливо характеризовать наивные представления о будто бы существующей непреложной морали, что странно сочетается с регулярно проскальзывающей моральной оценкой описываемых явлений - меня особенно умиляет упоминающийся в части про буржуазный век непристойный костюм с юбкой лишь чуть ниже колен). В то же время в Галантный Век помимо общедоступных домов терпимости, заведений очень сомнительных, появляются элитные, более законспирированные и поистине галантные. В то же время, впрочем, проститутки запруживают улицы европейских столиц, и ночами сквозь их строй приходится проталкиваться.
В буржуазную эпоху лицемерии усугубляется. Сокращается количество публичных домов и вообще "официальных" проституток, зато невероятно растёт количество тайных (тут, однако, надо оговориться, что Фукс относит к таковым не только разного рода белошвеек, но и девушек, на танцах могущих позволить встреченным тут кавалерам "поцелуй, щипок, даже нецеломудренный жест. Во всём остальном же - «руки прочь»"). Полиция всё больше притесняет проститутку, в том числе в форме принуждения к медицинским осмотрам, что автор находит беспрецедентным унижением её достоинства. Кроме того, тут автор уделяет больше внимания роли сутенера. Удивительно, но его образ совсем не соответствует знакомым мне стереотипам; это прежде всего любовник, человек, от которого проститутки не столько зависят, сколько добровольно содержат его; кстати, "альфонс" - это на момент написания книги именно жаргонное название сутенера - правда, действительно живущего за счёт женщин, хоть и женщин определённого сорта. В целом буржуазный век (а вот это - несомненно авторский замысел) нарисован наиболее мрачными красками.
Вообще ценность "Истории проституции трёх эпох" полностью зависит от доступности других работ на ту же тему, а я не осведомлён о ней. Если те же материалы из источников можно найти в менее марксистских трудах - наверное, лучше займитесь ими. Если нет - что ж, к словцу "мелкобуржуазный" не так сложно привыкнуть.
Те самые три эпохи - это Ренессанс, Галантный Век (упорно называемый автором "временами старого режима") и вторая половина XiX века (которую Фукс называет эпохой буржуазии). Ах да, всё-таки дадим автору подать голос: брак есть экономически обусловленное явление, призванное обеспечить интересы мужчин как господствующего класса, а проституция - это месть женщин как угнетённого класса и одновременно удовлетворение половых потребностей мужчины, тогда как брак удовлетворяет хозяйственные. Перейдём же к трём эпохам.
В эпоху ренессанса проститутки были центром общественной жизни: они были главными участницами всех праздников, к ним ходили представители всех слоёв общества (так что публичные дома представляли собой нечто вроде клубов), от них получали значительную часть своих доходов церковные власти, они были вспомогательным составом армии. Борьба с проституцией сводилась к ограничивающим мерам: то тут, то там участие в праздниках им запрещалось (по крайней мере, в наиболее бесстыдных формах), под страхом порки и изгнания запрещалось заниматься проституцией несозревшим девочкам, регламентировался наряд проститутки (между прочим, я по-новому взглянул на классическую сказку благодаря этому указу города Цюриха: "каждая публичная женщина, а также содержательница публичного дома обязана носить на улице красную шапочку в виде капюшона"). В целом жизнь ренессансной шлюхи нарисована в наиболее радостных тонах (хоть едва ли автор сделал это сознательно).
В Галантный век всё становится намного хуже - проституция постепенно уходит в подполье, а это означает ухудшение условий существования шлюх и большее давление на них со стороны государственного аппарата, а значит - развитие лицемерия. (Лицемерие почему-то особенно раздражает Эдуарда Фукса - он не перестаёт насмешливо характеризовать наивные представления о будто бы существующей непреложной морали, что странно сочетается с регулярно проскальзывающей моральной оценкой описываемых явлений - меня особенно умиляет упоминающийся в части про буржуазный век непристойный костюм с юбкой лишь чуть ниже колен). В то же время в Галантный Век помимо общедоступных домов терпимости, заведений очень сомнительных, появляются элитные, более законспирированные и поистине галантные. В то же время, впрочем, проститутки запруживают улицы европейских столиц, и ночами сквозь их строй приходится проталкиваться.
В буржуазную эпоху лицемерии усугубляется. Сокращается количество публичных домов и вообще "официальных" проституток, зато невероятно растёт количество тайных (тут, однако, надо оговориться, что Фукс относит к таковым не только разного рода белошвеек, но и девушек, на танцах могущих позволить встреченным тут кавалерам "поцелуй, щипок, даже нецеломудренный жест. Во всём остальном же - «руки прочь»"). Полиция всё больше притесняет проститутку, в том числе в форме принуждения к медицинским осмотрам, что автор находит беспрецедентным унижением её достоинства. Кроме того, тут автор уделяет больше внимания роли сутенера. Удивительно, но его образ совсем не соответствует знакомым мне стереотипам; это прежде всего любовник, человек, от которого проститутки не столько зависят, сколько добровольно содержат его; кстати, "альфонс" - это на момент написания книги именно жаргонное название сутенера - правда, действительно живущего за счёт женщин, хоть и женщин определённого сорта. В целом буржуазный век (а вот это - несомненно авторский замысел) нарисован наиболее мрачными красками.
Вообще ценность "Истории проституции трёх эпох" полностью зависит от доступности других работ на ту же тему, а я не осведомлён о ней. Если те же материалы из источников можно найти в менее марксистских трудах - наверное, лучше займитесь ими. Если нет - что ж, к словцу "мелкобуржуазный" не так сложно привыкнуть.