Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Вы, возможно, заметили, что я очень редко смотрю комедии. Это не осознанная позиция, просто фильмы в моём must-see списке обычно не этого жанра, а когда я выбираю фильм, чтоб посмеяться, обычно думаю про старые фильмы ужасов. И не зря, поскольку когда в мои руки всё-таки попалась комедия, она оказалась не такой смешной. Итак, поговорим про "Добро пожаловать в Зомбилэнд" Рубена Флейшера.
Зомби-апокалипсис - поджанр с очень чётким каноном. Хотя далеко не все фильмы о нём одинаковые, зомби-апокалипсис всегда тот же. Это как кино про известные войны: можно начать с того, как яростно орущие солдаты бегут в прибойной полосе в Нормандии, и объяснять, кто это и что происходит, не нужно, зритель и так всё понимает. В "Добро пожаловать в Зомбилэнд" это прекрасно использовано: за три минуты перед титрами (впрочем, и титры тоже помогают) фильм и создаёт настроение зомби-апокалипсиса, и показывает его непривычные грани, и пародирует его. В итоге мы застаём героев уже посреди разрушенной, заполненной зомби страны, будто старых друзей в привычной обстановке. Кстати, наши герои - это невротический одинокий гик, выживший благодаря параноидальной осторожности, выраженной списке правил вроде "проверяй задние сидения", и склонный ко вспышкам ярости парень в ковбойской шляпе, про которого в обычное время вы сказали бы, что он корчит из себя крутого, потому что член маленький, - но сейчас он тот, кто может расчленить зомби садовыми ножницами. Звучит офигительно, не так ли? Так и есть. Эти двое несутся среди руин, уничтожая зомби, один в поисках родителей, другой - батончиков "Твинки" (причём их партнёрство довольно своеобразно), а порой сей крестовый поход прерывают интерлюдии вроде истории о монашке, придавившей зомби роялем.
Когда это великолепие иногда прерывают сентиментальные реплики рассказчика (он же главный герой - тот самый невротик), это не воспринимаешь иначе как пародию, и это тоже очень смешно. А потом зритель сталкивается с ужасной правдой - это всё всерьёз. После великолепного начала в стиле "человечество погибло... ну, что ж" фильм вдруг превращается в слезливую историю об утратах и о том, как всем нужен кто-то близкий и родной. Что ещё хуже, насколько талантливо Рубен Флейшер снимает циничные инструкции по выживанию в зомби-апокалипсисе, настолько же отвратительно ему даётся сентиментальная мелодрама. Таким образом, фильм, во-первых, теряет свою изюминку, стиль и атмосферу (сперва - понемногу, с какого-то момента - шокирующе резко), а во-вторых, становится просто намного хуже. Переломный момент, пожалуй, - сцена с Биллом Мюрреем, глупая, затянутая и совершенно ненужная. После неё прежние лёгкость и остроумие к "Добро пожаловать в Зомбилэнд" так и не возвращаются.
Что до остального... Экшен в фильме неплох, хотя берёт скорее, опять же, оригинальными задумками, чем непосредственно драйвом и тем, как снято. Актёры не поражают игрой, но смотрятся вполне органично; Вуди Харрельсон вообще прекрасно справился с ролью главного комедийного актёра (поскольку роль Джессии Айзенберга смешна скорее тем, "что", а не "как"), а вот Эмма Стоун мне чрезвычайно не понравилась - ни как актриса, ни её персонаж.
Если б "Добро пожаловать в Зомбилэнд" заканчивалось приездом героев в Лос-Анджелес, это была бы "Ночь живых мертвецов" среди короткометражек и зомби-апокалипсис, открытый заново. Если б "Добро пожаловать в Зомбилэнд" перемонтировать и скоратить на полчаса - получился бы хороший или даже очень хороший фильм. А так - этот фильм меня расстроил, очень расстроил. Давно я не видел, чтоб так показательно портили что-то настолько хорошее.
Зомби-апокалипсис - поджанр с очень чётким каноном. Хотя далеко не все фильмы о нём одинаковые, зомби-апокалипсис всегда тот же. Это как кино про известные войны: можно начать с того, как яростно орущие солдаты бегут в прибойной полосе в Нормандии, и объяснять, кто это и что происходит, не нужно, зритель и так всё понимает. В "Добро пожаловать в Зомбилэнд" это прекрасно использовано: за три минуты перед титрами (впрочем, и титры тоже помогают) фильм и создаёт настроение зомби-апокалипсиса, и показывает его непривычные грани, и пародирует его. В итоге мы застаём героев уже посреди разрушенной, заполненной зомби страны, будто старых друзей в привычной обстановке. Кстати, наши герои - это невротический одинокий гик, выживший благодаря параноидальной осторожности, выраженной списке правил вроде "проверяй задние сидения", и склонный ко вспышкам ярости парень в ковбойской шляпе, про которого в обычное время вы сказали бы, что он корчит из себя крутого, потому что член маленький, - но сейчас он тот, кто может расчленить зомби садовыми ножницами. Звучит офигительно, не так ли? Так и есть. Эти двое несутся среди руин, уничтожая зомби, один в поисках родителей, другой - батончиков "Твинки" (причём их партнёрство довольно своеобразно), а порой сей крестовый поход прерывают интерлюдии вроде истории о монашке, придавившей зомби роялем.
Когда это великолепие иногда прерывают сентиментальные реплики рассказчика (он же главный герой - тот самый невротик), это не воспринимаешь иначе как пародию, и это тоже очень смешно. А потом зритель сталкивается с ужасной правдой - это всё всерьёз. После великолепного начала в стиле "человечество погибло... ну, что ж" фильм вдруг превращается в слезливую историю об утратах и о том, как всем нужен кто-то близкий и родной. Что ещё хуже, насколько талантливо Рубен Флейшер снимает циничные инструкции по выживанию в зомби-апокалипсисе, настолько же отвратительно ему даётся сентиментальная мелодрама. Таким образом, фильм, во-первых, теряет свою изюминку, стиль и атмосферу (сперва - понемногу, с какого-то момента - шокирующе резко), а во-вторых, становится просто намного хуже. Переломный момент, пожалуй, - сцена с Биллом Мюрреем, глупая, затянутая и совершенно ненужная. После неё прежние лёгкость и остроумие к "Добро пожаловать в Зомбилэнд" так и не возвращаются.
Что до остального... Экшен в фильме неплох, хотя берёт скорее, опять же, оригинальными задумками, чем непосредственно драйвом и тем, как снято. Актёры не поражают игрой, но смотрятся вполне органично; Вуди Харрельсон вообще прекрасно справился с ролью главного комедийного актёра (поскольку роль Джессии Айзенберга смешна скорее тем, "что", а не "как"), а вот Эмма Стоун мне чрезвычайно не понравилась - ни как актриса, ни её персонаж.
Если б "Добро пожаловать в Зомбилэнд" заканчивалось приездом героев в Лос-Анджелес, это была бы "Ночь живых мертвецов" среди короткометражек и зомби-апокалипсис, открытый заново. Если б "Добро пожаловать в Зомбилэнд" перемонтировать и скоратить на полчаса - получился бы хороший или даже очень хороший фильм. А так - этот фильм меня расстроил, очень расстроил. Давно я не видел, чтоб так показательно портили что-то настолько хорошее.