Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Вот наконец я и осилил "Орион: Сборник научно-фантастических повестей и рассказов", советскую антологию 1988 года выпуска, попавшую ко мне не помню каким путём. На самом деле не всё её содержание научно-фантастическое, но, кажется, в Советском Союзе это из чёткого определения поджанра стало просто речевым штампом... Итак, по порядку.
"Чужая память" Кира Булычёва - повесть, открывшая для меня этого и вообще многогранного писателя с новой стороны. Я, конечно, люблю его детскую фантастику об Алисе; люблю его юмористичесую фантастику о Великом Гусляре, пересечение Шолохова и Шекли; знаю его раннюю серию о докторе Павлыше; читал довольно мрачную и циничную "Операцию «Гадюка»". Эта повесть больше всего напоминает мне "Половину жизни" из цикла о Павлыше (я считал её более поздней, но нет, тех же лет, что остальные) - произведение, где фантастика нужна исключительно для того, чтоб (как не хочется употреблять этот, опять же, штамп советской критики) "заострить" проблему. В данном случае проблему отцов и детей в том смысле, что дети преодолевают влияние отцов, не становясь их копиями и продолжением их желаний и ошибок. "Заострение" же состоит в том, что речь идёт не о сыне, но действительно о копии, о клоне, сохраняющем заодно всю память донора на момент взятия генетического материала. Обнаружив, что он - вроде бы учёный Сергей Ржевский - не Ржевский, а его копия, подопытный Иван, новорождённый клон, естественно, пытается дистанцироваться от "отца", совершенно не думавшего о таком психологическом эффекте. (Конечно, если добиваться так бессмертия, то проще регулярно обновлять генетический материал и начинать "выпекать" клона после смерти предыдущего тела, но не в допущении суть; кроме того, Иван - первый опыт, а первый опыт явно в любом случае происходит при живом доноре). Всё это подано очень тонко, и вообще проза Булычёва замечательная, тут она особенно "вкусна", отточена и насыщена. Недостаток у повести один - помимо линии конфликта Ивана и Ржевского есть ещё линия прошлого Ржевского (на самом деле это не отдельная сюжетная ветка, конечно, поскольку разрешение довлеющих над "отцом" конфликтов - одна из задач, вставших перед Иваном), любви, которую он не смог сохранить. Так вот, развязка этой линии - и вместе с тем предпосылка к развязке всей повести - оказалась слишком, что ли, прямолинейной; я ждал истории о том, что человеческие отношения сложны и запутанны, и как порой никто вроде бы не виноват в несчастьях собственных и ближних. Но в итоге оказывается, что есть конкретный виноватый, а история не о трагедии внутренних противоречий, а о банальной подлости. Не то чтоб она была так плаха, но я думал, Булычёв замахивается на большее...
"Тонкий голосок безымянного цветка" З. Юрьева - повесть для меня немного наивная, вот тут та самая миядзаковщина, которую я не люблю (как всякая -щина, примитивнее, чем у самого Миядзаки). Некий неуживчивый сценарист средних лет пребывает в перманентной депрессии, пока не знакомится со старым бутафором, утверждающим, что говорит с цветами и видит ауры. Он дарит сценаристу несколько цветков, и со временем тот тоже начинает слышать их голоса, становится счастливым и налаживает свою жизнь во всех отношениях. И эту повесть тоже подводит финал. Автор поставил точку слишком рано - или не знал. чем закончить? Мораль истории, видимо, в том, что надо верить в то, что делает тебя счастливым, несмотря на сомнения и мнение окружающих - но читатель так и не испытывает катарсиса, а без этого сценарист выглядит помешанным, и не более; да, помешанные могут быть вроде как счастливы, но разве что в крайнем отчаянии захочется им уподобиться. Больше всего заинтересовал меня в этой повести образ возлюбленной, страсть к которой на время затмевает для сценариста общение с цветами, - красивая самоуверенная силачка-копьеметательница, относящаяся к покорённому ею мужчине с покровительственным равнодушием - типаж, то ли заглянувший в советскую фантастику из сочинений Захер-Мазоха, то ли вот-вот готовый туда отправиться, довольно необычно.
"Восьминулевые" Герогия Гуревича - впечатляюще беспомощная повесть. Главный герой случайно попадает на планету, всё население которой составляют роботы, создавшие религиозный культ вокруг аксиом, и борется с этим рациональным мракобесием. Чем дальше, тем меньше читатель понимает, зачем написана повесть и что Гуревич хотел этим сказать. Это то ли памфлет гуманитария против точных наук, то ли крайне нелепая сатира на религию, то ли очень неуклюжая попытка предостеречь от любого догматизма и призвать к большей открытости... Повесть сочетает наставительность и невнятность и очень слаба в художественном плане; я почти забыл, что и в советское время публиковали настолько плохие книги.
"Бал" А. Абрамова - рассказ, поразивший меня возрастом автора. Читая, я был уверен, что он Великую Отечественную войну не застал - иначе как он мог бы писать о ней столь вычурно, пафосно, искусственно и лозунгово. Стиль и вообще напоминает не лучшие образцы прозы начала XIX века, но ещё хуже содержание ему под стать. Очень печально.
"Все образы мира" Дмитрия Биленкина - рассказ не лишённый интереса по концепции, хоть и довольно банальный в смысле морали. Впервые ступивший на Венеру космонавт видит там такой же пейзаж, как некогда на фоторепродукции в отцовских бумагах - и вот он хочет выяснить, что за художник прозрел венерианские виды... Для меня развязка была довольно неожиданной.
"Ангар. Отход ко сну" Ивана Филимонова - весьма сильная вещь, скорее притча, чем научно-фантастический рассказ, очень ёмкая, хоть идею её я затрудняюсь выразить (собственно. это свойство притчи - быть концентрированным высказыванием, которое сложно свести к ещё более краткому). Я с радостью прочитал бы другие произведения этого автора.
"Похищение в Балларате" Анаталия Мельникова - напротив, рассказ, идея котрого обескураживает. Итак, в австралийском городе Балларате из местного музея таинственно пропадает несколько старых локомотивов, телег и тому подобных экспонатов, а затем так же таинственно появляются аналогичные образцы высокоразвитой техники. Видите ли, приблизившаяся к абсолютному знанию цивилизация (с её точки зрения наше развития такое медленное, наши приборы такие несовершенные) решила показать нам идеальные устройства. Собственно, в этом и идея рассказа. Но каковы же достижения цивилизации абсолютного знания? Почти бесшумно развивающий скорость до 1000 км/ч атомный локомотив и электромобиль с солнечными батареями! Человек задался целью показать предельные достижения разума, и это не компьютер, доказавший существование Бога, не путешествие меж галактиками силой мысли, даже не нанаоботы, творящие что угодно из воздуха - это очень быстрый поезд! А человек, которому это пришло в голову, ещё и писатель-фантаст! Мне даже сложно поверить...
"Звёздный час" Андрея Костина не нов по концепции, но хорошо исполнен, а потому и смотрится неплохо. Ферапонт - человек бесхребетный, по жизни даже не то чтоб неудачник - не везения ему не хватает, а просто пустое место; и вот однажды он совершенно случайно получает шанс стать послом к иным мирам - но вместо этого защищает от пожара посёлок, где никто не питает к нему ни капли уважения. Да, подобное мы видели не раз, но у Костина неплохой слог и живые образы, так что можно и прочесть знакомый сюжет снова.
"Юрта Ворона" Ивана Ефремова - вещь, с одной стороны, написанная мастером, и это видно, а с другой - с моралью которой я никак не могу согласиться (точнее, Ефремов хотел выразить несколько иную мораль, но вышло в итоге это). Геолог, неудачно упав, оказывается парализован ниже пояса, и надежд на излечение нет; он не может представить себя без физической силы, приключений и самостоятельности, фактически хоронит всё, чем он был раньше, и потому решается отправиться на плато Юрта Ворона, где необычайно часты грозы: это может означать залежи полезной руды под плато, но чтоб доказать это, надо наблюдать, куда бьют молнии, с близкого расстояния - миссия почти самоубийственная... Ефремов, конечно, хотел показать, что героизму есть место, несмотря на любые преграды и всякую ущербность - однако в действительности это выглядит так, будто герой, во-первых, стремится умереть, а во-вторых, истерически хочет доказать себе и миру, что он ещё на что-то способен; это состояние явно нездоровое. Кстати, странно. что Ефремов не видит - хоть это и легко вывести из его же текста - что, по сути, большего мужества и больших сил потребовало бы принять новые обстоятельства своей жизни и приспособиться к ним. Короче говоря, писатель дал тут маху. Стиль Ефремова хорош, очень живая речь - порой, правда, и у него проглядывает несколько излишняя вычурность, прежде всего - переизбыток прилагательных, относящихся почти к каждому слову. Но это уж дело вкуса.
"Последняя дверь" Михаила Емцева и Еремея Парнова - редкий в советской литературе пример рассказа ужасов с элементами мистики. Правда, редкость эта и заметна: только вообразите, космонавт пропал на месяц при исследовании руин древней цивилизации на Марсе, вернувшись, не мог объяснить, где был, и не помнил сам себя, а его просветили насчёт его прошлого и оставили на свободе, без всякого контроля; казалось бы, тут можно спорить только о том, как много времени он проведёт в строжайшей изоляции под наблюдением, прежде чем его тщательно препарируют, - ан нет, советский писатель удивительно беспечен. Так что интрига выходит слабоватая - но все находки рассказа угадать не удаётся. Авторы нагнетают саспенс с переменным успехом, зато их основной стиль повествования - чуть ироничный и благодушный, даётся им отлично.
"Исполнение желаний" Генри Каттнера - думаю, один из лучших в сборнике всё же не потому, что автор зарубежный, а потому, что он и сам - один из лучших. Типичный короткий рассказ с неожиданной и иронической развязкой - которая действительно неожиданна. Вам случалось задумываться мимолётно над каким-то совершенно неожиданным вопросом? А если б вы смогли заставить человека будущего вот так незаметно для себя придумать решение для ваших проблем?.. Ну разумеется, тут есть подвох. Короче говоря, Генри Каттнер есть Генри Каттнер.

@темы: смотрит в книгу - видит...

Комментарии
09.10.2011 в 19:16

Читал я этот "Орион", тогда же и читал, в конце 80-х. Действительно, так 50 на 50. Вот интересный парадокс советского книгоиздания. Был мощный неудовлетворенный спрос на фантастику (не только на нее, но речь сейчас про нее). Была хорошая фантастика, которую можно было издавать. Но таки с упорством, достойным лучшего применения, издавали то, что даже при всем дефиците читать не хотелось. Те же молодогвардейские сборники взять...
Что касается термина "научная фантастика", то у нас тогда другой как бы не было. :) Установка такая была, что НАУЧНАЯ фантастика - это хорошо, это правильная литература, а всякая ненаучная фантазия нам не нужна. Так что писатель, который хотел издаваться, называл свое сочинение НФ, даже если писал фэнтези в чистом виде.
09.10.2011 в 20:22

Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
boynton, ну я и говорю. такой троп советской речи. Хоть как минимум "Бал", да и "Тонкий голосок..." по-хорошему - это уж точно не научно ни с какой точки зрения, там и объяснений околонаучных хоть бы нет.
09.10.2011 в 20:30

Так без спору, были в советской фантастике вполне себе ненаучно-фантастические произведения. :) И не так уж мало их было.