Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Посмотрел "Нечто" Джона Карпентера 1982 года. Теперь, похоже, придётся прочесть оригинальный рассказ Джона Кэмпбелла, поскольку две экранизации, единственная точка соприкосновения которых - место действия, меня интригуют.
Итак, опять арктическая исследовательская станция. Правда, вместо упавшего НЛО её спокойствие нарушает сумасшедший норвежец, преследующий собаку. Норвежца, как опасного для окружающих, пристреливают, лайку загоняют к остальным собакам - а потом она лопается, порождая осклизлого монстра-полуэмбрион, и пытается пожрать других собак - и вот тут всплывает вмёрзший в лёд космический корабль, который, оказывается, нашли норвежцы. Идеально мимикрирующая и поглощающая целиком, как организм, прочих существ форма жизни вызывает обоснованные опасения у полярников. Опасения переходят в панику... А паника - в паранойю. Кто-то впадает в буйство, готовый увидеть чудовище во всех окружающих или уничтожая средства связи, чтоб не дать пришельцу выбраться со станции, наиболее решительный из всех - МакРиди - берёт на себя командование, чем, в свою очередь, вызывает недоверие других, особенно тех, кто попадает под подозрения. Разность характеров, стресс и, очевидно, накопленное за время тесного общения на станции взаимное раздражение приводят к тому, что все всех подозревают и ведут себя агрессивно (тем лишь укрепляя подозрение), так что определить, кто есть кто, становится вовсе невозможно.
С самого начала фильм разительно отличается от "Нечто из иного мира", не только деталями сюжета. Во-первых, напряжение тут возникает с первых кадров, когда собаку-чудовище преследуют с вертолёта - мы ещё не понимаем, что происходит, но чувствуем, что это что-то плохое. Хоть на самом деле действие развивается очень быстро, "Нечто" кажется медленнее фильма Кристиана Найби именно из-за этого постоянного, гнетущего напряжения.Стресс персонажей передаётся и зрителю, мы почти чувствуем, как мерзкие твари эдакой опухолью зреют и зреют с каждым кадром, чтоб совершенно неожиданно прорваться. Во-вторых, вместо того, чтоб конфликт разделил полярников на хороших и плохих, все они не вызывают не только доверия, но и особой симпатии (как и вообще свойственно людям в состоянии крайнего страха). Не столько хочется, чтоб герои победили, сколько чтоб не победил пришелец.
Кстати, пришелец мне очень понравился. Обычно я не люблю, когда образ монстра непоследователен и меняется с тем, чтоб дать побольше эффектных сцен, но полиморфное "нечто" мне приглянулось - в этом сплетении различных черт, полу-тел, в его всегдашней недоразвитости есть то самое чудовищное, чем далеко не всегда нас радуют киномонстры. Как обычно, старая школа спецэффектов - самая лучшая, просто в удовольствие смотреть. Кроме того, мне очень нравится работа со светом. Синеватые тона Арктики, часто контраст двух основных цветов, окрашивающих весь кадр, тени, скрывающие точно рассчитанную часть сцены, часть лиц...
Секрет идеальной паранойи прост. Карпентер говорит, что не знал, когда именно тварь замещает каждого из персонажей, и я ему верю. Это-то и создаёт впечатляющую атмосферу - нет, нет никакой возможности быть готовым к происходящему, появление каждого монстра - полная неожиданность; мрачный, хоть и не однозначно "плохой", финал лишь подчёркивает, что, хоть герои с некоторой эффективностью противостояли пришельцу и уничтожали его, но в то же время по сути они беспомощны перед стихийной, почти всемогущей силой, чья несокрушимость лишь яснее от того, что им позволено предавать огню её отдельные проявления. Сейчас мне пришло в голову, не были ли двое выживших инфицированны независимо друг от друга - это вполне могло случиться, и эта мысль - очень в духе "Нечто".
В целом фильм хорош и весьма заслуживает внимания.

@темы: важнейшим из искусств..., ужас замка Морисвилль