Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Помните мой недавний пост про то, кому что нравится и кому не нравится, когда другим что-то нравится? Я там обещал ещё одну мысль про симпатии и антипатии, которую забыл. Так вот. я её вспомнил.
А навёл меня на эту мысль, знаете ли, YouTube... Точнее, моя дурная привычка читать комментарии. Иной раз заглянешь туда послушать музыку из старых-добрых фильмов-сказок, отличная же музыка там, - а комментарии как будто не к детской песенке, а к выступлению Прохорова и Зюганова: мол, как же умели в Советском Союзе делать, а сейчас-то не умеют, в Союзе лучше было (один раз под песней из мультика видел длинную дискуссию об ассортименте магазинов и цене колбасы, серьёзно). Захочешь для отдохновенния послушать что-то из диснеевской классики - а в комментариях речь только про то, что Дисней уже не тот, что раньше-то было огого, а теперь снимают дурацкие сериалы... Оставим мультики - хочу послушать рок. Но нет! Комментарии не приминут сообщить, что да, это ж Manowar (AC/DC, Black Sabbath, etc.), это настоящая музыка, не то что Джастин Бибер - что уж совсем несуразно, поскольку, хоть я смутно понимаю, кто такой Джастин Бибер (и почему о нём всё время упоминают), я практически уверен, что он не играет хэви-метал.
К чему я всё это? Люди почему-то не умеют просто получать удовольствие от хорошего. Им вообще недостаточно, чтоб что-то было хорошим (и даже не очень это важно), нужно, чтоб оно непременно было лучше, чем. Это даже не обязательно вещи одного порядка, между которыми действительно происходит соревнование; чтоб произнести эту дивную фразу "лучше, чем" зачастую можно сказать хоть "клубничное мороженное лучше догамата о пресуществлении". При этом, мне кажется, зачастую забывают получить удовольствие от самих хороших вещей, увлёкшись приятным сравнением их с вещами худшими. Главной ценностью и выступает только превосходство над чем-то (что особенно нелепо, учитывая, что почти что угодно лучше хоть чего-нибудь). Не знаю, возможно, это я что-то теряю без ощущения, что то, что я люблю, лучше того, что любят другие люди, но по-моему это слишком отвлекает от процесса.
Но почему я припомнил этот почти забытый поток сознания? Дело в том, что, помимо общечеловеческой привычки к уничижительным сравнениям, в вышеприведённых случаях действует и ещё один фактор. Это апокалиптическое ощущение перемен. Проще говоря, идея, что раньше трава была зеленее, а Дэвид Боуи голубее. Как мне представляется, за этим (особенно если речь идёт о детстве и юности), помимо чистой ностальгии, стоит бессознательная логическая цепочка "Я стал нормальной, полноценной, социально приемлемой личностью + у меня в детстве был N => без N нельзя стать нормальной, полноценной, социально приемлемой личностью". Разумеется, это ложная логика (что даже слишком очевидно, учитывая, что N обычно нет не только у новых поколений, которые, возможно, вырастут дурно, но не было и у предыдущих), но почти все реакции и поступки людей основаны на логически абсурдных выводах.
Итак, а вспомнил я об этом потому, что вчера испытал чрезвычайно сильный приступ подобных эмоций. Представляете, девушка, которая смотрела "пока ещё немного аниме", перечислив мне всё просмотренное, не назвала "Сейлор-Мун"! Я, конечно, понимаю, что это вполне объяснимо, что её мало показывали после начала двухтысячных, но в то же время и представить не мог, что это возможно! Как дети могут расти, не выкрикивая "Лунная Призма, дай мне силу!"? Кто им объяснит тонкости половой идентификации в аниме, если не Зойсайт и Харука?! И даже не умея напеть "Moonlight Densetsu"?! Эх, были люди в наше время - не то, что нынешнее племя...
А навёл меня на эту мысль, знаете ли, YouTube... Точнее, моя дурная привычка читать комментарии. Иной раз заглянешь туда послушать музыку из старых-добрых фильмов-сказок, отличная же музыка там, - а комментарии как будто не к детской песенке, а к выступлению Прохорова и Зюганова: мол, как же умели в Советском Союзе делать, а сейчас-то не умеют, в Союзе лучше было (один раз под песней из мультика видел длинную дискуссию об ассортименте магазинов и цене колбасы, серьёзно). Захочешь для отдохновенния послушать что-то из диснеевской классики - а в комментариях речь только про то, что Дисней уже не тот, что раньше-то было огого, а теперь снимают дурацкие сериалы... Оставим мультики - хочу послушать рок. Но нет! Комментарии не приминут сообщить, что да, это ж Manowar (AC/DC, Black Sabbath, etc.), это настоящая музыка, не то что Джастин Бибер - что уж совсем несуразно, поскольку, хоть я смутно понимаю, кто такой Джастин Бибер (и почему о нём всё время упоминают), я практически уверен, что он не играет хэви-метал.
К чему я всё это? Люди почему-то не умеют просто получать удовольствие от хорошего. Им вообще недостаточно, чтоб что-то было хорошим (и даже не очень это важно), нужно, чтоб оно непременно было лучше, чем. Это даже не обязательно вещи одного порядка, между которыми действительно происходит соревнование; чтоб произнести эту дивную фразу "лучше, чем" зачастую можно сказать хоть "клубничное мороженное лучше догамата о пресуществлении". При этом, мне кажется, зачастую забывают получить удовольствие от самих хороших вещей, увлёкшись приятным сравнением их с вещами худшими. Главной ценностью и выступает только превосходство над чем-то (что особенно нелепо, учитывая, что почти что угодно лучше хоть чего-нибудь). Не знаю, возможно, это я что-то теряю без ощущения, что то, что я люблю, лучше того, что любят другие люди, но по-моему это слишком отвлекает от процесса.
Но почему я припомнил этот почти забытый поток сознания? Дело в том, что, помимо общечеловеческой привычки к уничижительным сравнениям, в вышеприведённых случаях действует и ещё один фактор. Это апокалиптическое ощущение перемен. Проще говоря, идея, что раньше трава была зеленее, а Дэвид Боуи голубее. Как мне представляется, за этим (особенно если речь идёт о детстве и юности), помимо чистой ностальгии, стоит бессознательная логическая цепочка "Я стал нормальной, полноценной, социально приемлемой личностью + у меня в детстве был N => без N нельзя стать нормальной, полноценной, социально приемлемой личностью". Разумеется, это ложная логика (что даже слишком очевидно, учитывая, что N обычно нет не только у новых поколений, которые, возможно, вырастут дурно, но не было и у предыдущих), но почти все реакции и поступки людей основаны на логически абсурдных выводах.
Итак, а вспомнил я об этом потому, что вчера испытал чрезвычайно сильный приступ подобных эмоций. Представляете, девушка, которая смотрела "пока ещё немного аниме", перечислив мне всё просмотренное, не назвала "Сейлор-Мун"! Я, конечно, понимаю, что это вполне объяснимо, что её мало показывали после начала двухтысячных, но в то же время и представить не мог, что это возможно! Как дети могут расти, не выкрикивая "Лунная Призма, дай мне силу!"? Кто им объяснит тонкости половой идентификации в аниме, если не Зойсайт и Харука?! И даже не умея напеть "Moonlight Densetsu"?! Эх, были люди в наше время - не то, что нынешнее племя...
"Лунная Призма, дай мне силу!" не кричал. И очень сильно удивился бы, если б услышал, как это кричит другой мальчик.
"Moonlight Densetsu"? Даже когда я смотрел СМ, я бы не то что не напел - я бы и название не узнал. Трудно напевать то, что совсем не понимаешь.
Ну, я, разумеется, не напою так, чтоб японец понял текст, но я могу воспроизвести мелодию и примерное звучание слов, хоть вряд ли они будут иметь на японском смысл в моих устах. )
Счастливец.