Посмотрел фильм Брайана Сингера "Операция «Валькирия»". Боюсь, это ещё один образец кино, не понимающего, чем хочет быть...
Фильм начинается размышлениями Клауса фон Штауфенберга о том, что Гитлер позорит Германию. Затем (без связи с этими рассуждениями, конечно) полковник фон Штауфенберг теряет при бомбёжке глаз и руку, и после этого его приглашают участвовать в заговоре против Гитлера. Полковник энергично включается в дело, а вот его союзникам решимости не хватает, из-за чего они постоянно упускают удачные возможности... Наконец, фон Штауфенберг берёт всё на себя - разрабатывает план, согласно которому они одновременно и убивают фюрера и берут власть под эгидой охраны его достижений, а затем и оставляет у ног Гитлера бомбу... Как мы знаем из истории, заканчивается всё красивой смертью полковника.
Я не люблю снобского отделения элитарной культуры от популярной и уж тем более стараюсь не выносить предвзятых суждений о режиссёре исходя из жанров, в которых он работал. Тем не менее, в "Операции «Валькирия»" очень заметно, что Сингер до того снял "Людей Икс". Характеры очень простые (поэтому я затрудняюсь оценить актёрскую игру - Круз хорошо демонстрирует суровую решимость, а Найи - мягкотелость и пассивность, но большего им сценарий и режиссура сделать попросту не позволяют), и более того, делятся на два столь же ясных типажа - идущий до конца герой фон Штауфенберг (и несколько достойных его храбрых помощников) и нерешительные, безынициативные прочие заговорщики, мешающие ему. (При этом - историю-то не подправишь - итог переворота определяет только случайность, а не помехи в лице Ольбрехта сотоварищи) В начале и в самом конце фильма звучат слова о человечности и чести Германии, о том, что "не все мы такие, как он", но это находит мало отражения в сюжете: это история героической борьбы с обстоятельствами, не с бесчеловечным режимом, и она не изменилась бы, поменяй кто-то мундиры участников. Короче говоря, это современный эпос (то есть кинокомикс), а не история про "хороший немцев", не исследование роли фон Штауфенберга в истории германского сопротивления и не сложное произведение о конфликте разных трактовок долга и чести.
Склонность режиссёра к ярким, опять-таки комиксовым эффектам усиливает это впечатление. Пластинка, одиноко играющая "Полёт валькирий" во время авианалёта, встреча в разбомбленном готическом соборе, постоянные двусмысленные фразы в разговорах (включая и те, что не являются намёками "для своих") - всё это не способствует натуральности, хоть и повышает накал эмоций.
По-моему нет никаких причин не смотреть "Операцию «Валькирия»", но ждать от фильма многого не стоит. Это развлекательное в меру остросюжетное кино, и ничто иное.