Прочёл книгу А. Н. Мещерякова "Император Мэйдзи и его Япония".
Название точно отражает суть. Книга - не биография (или, вероятнее, биография насколько это возможно - автор не раз подчёркивает, как мало мы знаем о Муцухито как о человека), это повествование о жизни, которая совпала с одним из поразительнейших процессов в мировой истории, которая началась, когда его страна стояла в шаге от судьбы колонии, и закончилась, когда эта страна стала колониальной империей. Это не совсем научный труд, Мещеряков сам в предисловии говорит, что хотел прежде всего иллюстративности - и это действительно масштабная иллюстрация того, чем жила и чем являлась Япония при Мэйдзи.
Книга построена по летописному принципу, разбита по годам, а не по темам. И это замечательная находка! Читая обобщённые описания "экономических и политических процессов", можно подумать, что они происходили плавно и совершенно естественно, так же, как они логически соединены друг с другом в голове историка. Читая "Императора Мэйдзи и его Японию", я был поражён, с какой неописуемой скоростью всё в стране менялось. Китайцы, желающие недругам "жить в эпоху перемен", определённо должны представлять ад как эру Мэйдзи. И нерасчленённость повествования также помогает ощутить ритм этих перемен. Мещеряков уделяет одинаковое внимание самым разным аспектам жизни - восстаниям и появлению новых сортов сигарет, войнам и смене причёсок, школьным учебникам и политическим партиям. Основной константой повествования остаётся, конечно, личность Муцухито-Мэйдзи, выступающая эдакой нитью, на которую нанизывается быть и история Японии (в полном соответствии с его реальной ролью), однако наряду с императором эдакими путевыми вехами служит великое множество людей, значительных и случайных. У меня, надо сказать, плохая память на имена, что всегда очень затрудняет для меня изучение истории, однако тут проблем не было - всех этих персонажей нт нужды держать в голове, на них автор и читатель периодически бросает взгляд, словно на минутную стрелку, отмечая, насколько та сдвинулась: десять лет назад этот человек подал в отставку, а теперь награждён орденом; двадцать лет назад тот издавал оппозиционную газету, сейчас пишет государственные учебники... Сказать честно, за историей куда интереснее и удобнее следить, когда у неё конкретное человеческое лицо, а не образ безликих исторических процессов и статистических изменений.
У этого интимного, человечного взгляда, правда, есть и оборотная сторона. Автор, очевидно, либерал и пацифист - и очевидно это именно из текста книги. А это нехорошо. По моему глубокому убеждению. наука и публицистка это не просто разные, а несовместимые вещи. Откровенная демонстрация своих симпатий и антипатий, оценочность и эмоциональные описания в более-менее научном труде неуместна. Этот недостаток становится слишком заметен во второй половине книги - довольно сочувственно описав укрепление режима Мэйдзи, дальнейшую историю Японии Мещеряков расценил как постепенный дрейф к тоталитаризму и постоянно это подчёркивает. Образованный специалист, разумеется, понимает в этом лучше, чем я, и я отнюдь не стремлюсь поставить под сомнение сами его выводы, но столь открыто выражать свои чувства по этому поводу едва ли следовало бы. Лично у меня это оставило неприятный осадок. Точно так же неприкрыто тенденциозен автор и в оценках исторических персонажей, причём если, например, Окубо Тосимити, который ему явно не нравится, Мещеряков хоть бы не отказывает в политических успехах, то Фукудзаву Юкити он прямо и безосновательно обвиняет в продажности. В целом тон научного труда всё-таки совершенно не выдержан, стилистически "Император Мэйдзи и его Япония" явно тяготеет к биографии - хотя и не конкретного лица, а скорее страны в целом.
Тем не менее, любые оценочные суждения (которые, надо признать, менее интересной книгу не делают) не отменяют ценности большой массы самых разнородных фактов, собранных под одной обложкой. Они действительно создают удивительно объёмную картину Японии Мэйдзи. Ходившие в простонародье слухи и куплеты, стихи, сложенные перед казнью террористами самых разнообразных убеждений, этикет, связанный с императорскими портретами в школах... Знали ли вы, что в церемонии интронизации императора Муцухито был задействован глобус? Что Николай II (тогда ещё цесаревич) чуть не погиб в Японии и сделал там татуировку? Что Сайго Такамори к концу жизни из-за ожирения передвигался почти исключительно на носилках? Что... Короче говоря, я всего этого не знал.
Не хочу, чтоб из вышесказанного создалось ощущение собрания пёстрых диковинок вместо цельной книги. Тут виновато скорее моё восприятие, чем сам труд Мещерякова. Он даёт весьма неплохое представление о процессах, происходивших в эпоху Мэйдзи - поразительном комплексном переломе в сознании, политических переменах и экономическом прорыве. И, кстати, рисует достаточно трезвую картину, несмотря на используемые мною восторженные эпитеты, не переоценивая личную роль Муцухито, демонстрируя, что скачок был всё-таки не мгновенным, и показывая, какие именно факторы сделали его возможным.
Читается книга чрезвычайно легко. Если во второй половине Мещеряков, как упоминалось выше, несколько перебарщивает с непринуждённостью и эмоциональностью, то по большей части "Император Мэйдзи и его Япония" производит своим совершенно лишённым сухости, свойственной подчас подобным трудам, языком и лёгкой ироничностью (подать исключительно факты всего в одном коротком абзаце так, чтоб читатель улыбнулся - проявление таланта, по-моему) чрезвычайно приятное впечатление. Пока автор ещё не пытается брезгливо отстраниться от описываемых им событий, ему отлично удаётся вместо этого увлечь в них читателя - очень легко понять настроение японцев, ещё только начавших сталкиваться с истинными варварами - белыми людьми, или самураев, лишённых не только владений и сюзеренов, но даже мечей.
Книга богато и чрезвычайно интересно иллюстрирована. Почти каждая упомянутая в тексте историческая личность представлена портретом (что углубляет образы не только личные, но и всей эпохи - хаори и мундиры, бритые лбы и бороды так недалеки друг от друга), большинство упомянутых событий также проиллюстрировано традиционными гравюрами - карикатуры, выполненные в стиле укиё-э, это нечто поразительное! Жаль лишь, что чёрно-белая и не слишком чёткая печать не позволяет насладиться ими в полном объёме, но это, надо признать, бессовестные придирки. (К тому же брюзжанию - книга, кажется, не очень тщательно редактировалась - количество стилистических ошибок при её объёме вполне терпимое, но всё-таки заметно)
В целом "Император Мэйдзи и его Япония" - чрезвычайно интересный во всех смыслах труд, который я без тени сомнения рекомендую всем любителям японской истории (да и истории вообще - ведь немного в ней найдётся столь же примечательных эпизодов, как эпоха Мэйдзи). Удовольствие от чтения гарантировано, как и расширение кругозора.